«Новая волна»

Ян Лукеш
«Новая волна» (1960 – 1968)

Пейзаж после битвы
Новая волна наступает?
Поэтика и политика
До последнего вздоха

Марта Сильвестрова

Золотые шестидесятые


Марта Сильвестрова

«Золотые шестидесятые»

Выдающиеся фильмы «новой волны» в чешском кинематографе на пути к зрителю сопровождали не менее выдающиеся плакаты, в создании которых принимали участие не только рекламные графики, работавшие в киноиндустрии, но и талантливейшие деятели искусства этого десятилетия. Шестидесятые годы в истории чешского киноплаката называют «золотым веком». Концепция создания чешских плакатов к фильмам начинает меняться в 1958 году, когда Центральная кинопрокатная организация в Праге начала привлекать к внештатному сотрудничеству целый ряд живописцев, графиков, сценографов, фотографов и архитекторов, которые благодаря отточенному мастерству в области изобразительного искусства обогатили плакат элементами своего творческого поиска. Карел Ваца, Карел Тайссиг, Рихард Фремунд, Владимир Тесарж, Иржи Балцар, Ярослав Фишер, Зденек Зиглер, Милан Григар, Ян Кубичек, Бедржих Длоуги, Ченек Пражак, Зденек Палцер, Иржи Гилмар, Йозеф Флейшар, Ярослав Сура, а с середины 60-х гг. Йозеф Вылетял, Олга Вылетялова, Иржи Ратхоуски, Алексей Ярош, Карел Махалек, Зденек Влах, Иржи Шаламоун, Вратислав Главаты, Антонин Сладек, Кая Саудек и многие другие – благодаря этим художникам плакат отошел от реалитической описательности соцреализма 50-х и стал знаменательным феноменом эпохи, эстетическим выражением творческих поисков деятелей искусства. Свободный полет фантазии, поэтическая, лирическая эмоциональная заряженность, использование коллажа, фотомонтажа, ретуши, поиск ярких графических решений, юмор и гротеск вскоре завоевали интерес и восхищение зрителей на выставках, регулярно проводившихся в рамках кинофестивалей, в фойе кинотеатров и в выставочных галереях в Чехословакии и за рубежом. Чешский киноплакат (как это несколько раньше произошло с киноплакатом польским) стал объектом коллекционирования и начал выполнять функцию произведений искусства как на улицах городов,так и в интерьерах квартир. Реклама в условиях государственной экономики утратила свою коммерческий смысл, и плакат стал скорее приглашением в кино и эстетическим отражением атмосферы фильма, чем средством маркетинговой стратегии, как это происходит сейчас и как это было в ту эпоху на Западе.

В либеральной атмосфере 60-х гг. успех чешского киноплаката сопровождал успех «новой волны» чешского кинематографа, получившей две награды Американской киноакадемии – «Оскара» (за фильм «Магазин на площади» режиссеров Я. Кадара и Э. Клоса и «Поезда особого назначения» режиссера И. Менцеля). Мировой успех чешских кинорежиссеров находил адекватный отклик в искусстве чешских художников, создававших плакаты, стиль которых находился под влиянием структуралистской абстракции, латтризма, оп-арта, поп-арта, а позже и психоделического искусства с реминисценциями сецессии и сюрреализма. Чешский киноплакат 60-х гг. оторвался от своей первоначальной информационной задачи и превратился в независимую творческую художественную интерпретацию кинематографического произведения, приближаясь с помощью использования коллажа и монтажа к кинематографическому языку.

С приходом «нормализации» на плакат повлияло возобновление цензуры и автоцензуры в искусстве. Целый ряд чешских художников решили эмигрировать сразу после августовской оккупации, другие пришли к этому решению позже, в 70-е и 80-е годы. В эмиграции они, как правило, уже не обращались к прикладной графике и посвящали себя свободному творчеству (Зденек Каплан, Милош Рейндл, Ченек Пражак, Станислав Вайце, Карел Махалек, Иржи Гилмар и др.). Несмотря на это, чешский киноплакат и в тот период сохранял высокий художественный уровень и находил интересные творческие решения в креативных типографских решениях, маньеристски сюрреалистической символике и гротескном преувеличении.

В начале 90-х гг., после закрытия Центральной кинопрокатной организации, на чешской кинорынок пришли иностранные продюсеры и дистрибьюторы. С зарубежными фильмами в Чешскую Республику проникают и оригинальные, главным образом, американские коммерческие плакаты, в которые добавляется чешский текст, однако сегодня, после вступления Чешской Республики в Евросоюз, и он постепенно исчезает, и плакаты к фильмам издаются в их первоначальной, англоязычной версии.

Данная практика привела к исчезновению феномена оригинальности чешского киноплаката. Пространство для творчества осталось только у плакатов к чешским фильмам и у рекламных плакатов чешских кинофестивалей (Международный кинофестиваль в Карловых Варах, Летняя киношкола в городе Угерске Градиште, «Техфильм», «Проект 100», «Фебиофест»). Однако в современной чешской киноиндустрии визуальную форму плакатов диктуют жесткие законы рынка, которые вынуждают творцов работать с лицами кинозвезд, поскольку сегодня главная задача плаката – продавать кинематографический продукт.

(Автор заведует фондом графического дизайна Моравской галереи в Брно и является куратором проекта «Мир звезд и иллюзий – Чешский киноплакат XX века»)

Новости | Новая волна | Программа | Пресса о нас | Обсудить | Контакты